Новости Электротехники.Выпуск 44. Статья: Появление и развитие промышленного дизайна.

15.04.2007

 

Промышленный дизайн имеет отношение ко всем вещам, которые произведены человеком: предметам быта, транспортным средствам, оборудованию. Дизайнеры определяют облик окружающих нас объектов и стараются сделать их максимально функциональными. От удобства использования и внешнего вида изделия в немалой степени зависит его успех на рынке. Это коммерческий дизайн, который является прежде всего средством увеличения спроса на промышленную продукцию, средством завоевания потребителя.

Материал о развитии промышленного дизайна в России и за рубежом, который подготовил шеф-дизайнер студии Industrialdesign.ru Александр Секираш, открывает серию публикаций о данном направлении.

 

Существует несколько точек зрения на то, когда возник промышленный дизайн. Большинство видит его истоки в появлении индустриального производства: когда вещи начали изготавливать на станках, они стали терять индивидуальные черты. Некоторые ученые утверждали, что появление таких предметов в быту негативно скажется на внутренней гармонии человека. До начала XX века производимые промышленным способом предметы старались украшать декоративными элементами, которые напоминали бы о работе ремесленника. Поначалу дизайнер занимался лишь внешним видом изделия, но постепенно пришло понимание того, что необходимо учитывать его функциональность и экономичность, а также знать всю технологию производства.

Другие исследователи, в частности, В. Глазычев, считают началом истории дизайна 1907 год, когда художник, архитектор, дизайнер Петер Беренс стал работать в компании Allgemeine Elektrizita (AEG) [1]. Главной целью деятельности художников под управлением Беренса было завоевание компанией позиций на рынке. Наконец, третья точка зрения – дизайн возник в американской промышленности в период кризиса 1929 года как инструмент для увеличения сбыта продукции. Он связан с именами таких художников, как Раймонд Лоуи, Уолтер Дорвин Тииг, Генри Дрейфус. После Второй мировой войны промышленный дизайн стал показателем уровня развития экономики, научных и производственных достижений, важным инструментом в конкурентной борьбе.

Тем не менее проблема преподавания дизайна была определена уже в 1851 году, во время I Всемирной промышленной выставки в Лондоне. В книге «Наука, промышленность и искусство» Г. Земпер высказал конкретные предложения относительно реформы системы образования в художественных школах – специализация обучения по основным видам дизайнерской деятельности [2].

Первостепенное значение для формирования промышленного дизайна имела немецкая школа BAUHAUS, которую в 1919 году основал В. Гропиус. Девиз школы – «Новое единство искусства и технологии», кредо – художник, ремесленник и технолог в одном лице. Преподаватели BAUHAUS разработали принципы художественного конструирования как комплексного подхода к проектировании вещей, вывели основы теоретического проектированию в промышленном дизайне: функция и конструкция определяют форму.

Чем функциональнее предмет, тем он красивее – это было один из главных принципов школы. Студентов готовили к созданию вещей для массового производства, следовательно, им необходимо было от начала до конца знать производственный процесс.

На принципах BAUHAUS основана вся последующая история развития промышленного дизайна.

 

Промышленный дизайн в России

 

В книге «Дизайн рекламы» В. Волкова пишет, что «в отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов» [3]. Развивая тенденции искусства авангарда, художники искали способы передачи чувственной информации на основе простых форм, понимания внутреннего устройства вещей и протестовали против традиционного реалистического изображения объектов.

В 1920 году были созданы Высшие Художественно-технические Мастерские (ВХУТЕМАС), первым деканом которых был А. Родченко – дизайнер, график, фотограф, художник театра и кино, один из основоположников конструктивизма. В это время Россия становится одним из важнейших центров формирования дизайна: он начинает решать практические задачи, формируются оригинальные концепции.

В 1930–60-х гг. дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать. Широко использовался принцип стандартизации, появились узкоприкладные направления дизайна: инженерно-технический, предметно-бытовой и декоративно-оформительский. Лишь в области графического дизайна – в плакатах, книгах, рекламе – проявлялся накопленный авангардом потенциал. 1960-е годы – возрождение промышленного дизайна, которое началось с интереса к наследию 20-х годов. С 1964 года Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВHИИТЭ) стал издавать журнал «Техническая эстетика» и тематические сборники, которые обращались к первой волне русского авангарда. Такие организации, как ВHИИТЭ, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной, изучали опыт европейского дизайна и предлагали свои концепции. По уровню развития научной и теоретической части дизайна наш опыт в это время не уступал европейскому или американскому, а в некоторых научных работах даже превосходил. Многие эксперты оценивают 1990-е годы как своего рода «черный» период для некоторых направлений дизайна. Однако промыш- ленный дизайн поднимался вместе с производством и благодаря активному развитию промышленности в России становился всё более востребованным. В 2006 году Минэкономразвития разработало проект концепции развития отечественного промышленного дизайна, целями которой являются помощь в подготовке специалистов и информирование промышленности о возможностях дизайна [4]. Согласно концепции, деньги пойдут на переоснащение технологической базы вузов, подготовку кадров, создание региональных консультационных центров по развитию дизайна, льготных условий налогообложения для предприятий, занимающихся инновационными продуктами и технологиями. В заключение отмечу, что для успешной разработки изделия требуется как можно раньше начать работу с дизайн-коллективом. И наоборот, обращение к дизайнеру как к инструменту для украшения того, что уже подготовлено к производству, является в корне неправильным.

Александр Секираш, шеф-дизайнер студии Industrialdesign.ru, г. Санкт-Петербург

  

Литература

 

1. Глазычев В. О дизайне. Глава 1 «Дизайн в легендах». – М.: Искусство, 1970. – 192 с.

2. Клюев М. История промышленного дизайна. Истоки [www.rosdesign.com].

3. Волкова В.В. Дизайн рекламы. – М.: Феникс, 1999. – 144 с.

4. Концепция развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года [www.minprom.gov. ru/expertise/anons/6].